понедельник, 16 июня 2014 г.

НЕскучные СКРАПуроки Композиция 16-22 июня

Здравствуйте наши постоянные ПЧнюшечки и  случайно заглянувшие в блог девчоночки (ни разу не встречала в скраповых блогах мальчишек, если у вас есть такие, поделитесь ссылкой, очень интересно осмотреть на мужские работы).  У нас начинается второй блок занятий "НЕскучные СКРАПуроки" - мы пройдем каждую тему еще по одному разу и пойдем на заслуженные летние каникулы) Сегодня урок композиция, на котором я вам расскажу, что такое доминанта в композиции и рассмотрим виды членения композиционной плоскости.



Доминанта - композиционный центр.

Для того, чтобы композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть свободное пространство - композиционная пауза. Обычно главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие второстепенные элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Варианты организации доминанты:
1. Сгущение элементов на одном участке композиции по сравнению со спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках
2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.
3. Контрастность форм, когда среди округлых по очертаниям располагается остроугольная.
4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот : среди крупных располагается мелкий. Его также можно подчеркнуть цветом.
5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками, более или менее заполненными элементами
Для наглядного примера дам изображения из конспекта по композиции, как это изучают студенты. Я хочу напомнить, что композиция не относится конкретно к какому то предмету и ее изучают одинаково на базе простых форм и элементов и художники, и архитекторы, и дизайнеры. Если вы поймете основные принципы построения на основе простых элементов, то сможете применить их в любом виде творчества, не только в скрапе.
Возможны так же два композиционных центра, но один из них должен быть ведущим, а другой подчиненным первому, чтобы не возникало спорной ситуации или не появлялось ощущение неопределенности. При организации доминанты важно учитывать законы визуального восприятия плоскости - доминанта всегда располагается в активной части, т.е. ближе к геометрическому центру композиции.
Проанализируем несколько работ :
Вариант композиции со звездами относится к 4 варианту организации доминанты - на фоне мелких равномерно разсредоточенных звездочек отчетливо выделяются большие  яркие звезды .


А здесь явным центром является звезда в верхнем правом углу.
Здесь композиционный центр выделен цветом  
Здесь композиционная пауза использована для надписи с именем того, кому предназначена открытка. Несмотря на густо задекорированный контур хочется рассмотреть, что же там написано в центре на молочном фоне вырубленными буковками.
Образовавшуюся  пустоту (композиционную паузу)  часто используют для размещения надписи в открытках Clean & simple
Вот на примере моей открытки
Комозиционный центр обозначен большим кружочком среди многочисленных более мелких

Членение плоскости на части.

Это композиционный прием достижения равновесия в композиции, когда перегруппировка нежелательна и недостаточна: те вы не можете сдвинуть с места  элемент композиции ,например, он должен находиться в нижнем левом углу или когда перестановка приведет к еще большей дисгармонии .  Чаще этот прием применяется в стиле Clean & simple, когда у вас есть один  главный декоративный элемент и на чистой плоскости он будет смотреться не гармонично и сиротливо.   Членение плоскости предполагает установление различных отношений, тональных или цветовых между образовавшимися частями, умелая манипуляция которыми позволяет достичь желаемого равновесия в композиции. Если отношения эти основываются на одинаковых частях, возникает ощущение статики, если на неодинаковых - динамики. Членение может осуществляться прямыми или кривыми линиями и поддерживаться цветом или тоном. Усложненные варианты более пригодны для простых композиций, элементы которых не имеют сложных конфигураций иначе их контуры затеряются в сложном членении и его использование не будет композиционно оправдано.
Вот так используют этот прием в скрапбукинге. Я искала образцы среди открыток, как видите многие из них в стиле Clean & simple.

На страничках этот прием так же используют часто в качестве декоративного элемента или же когда нужно сделать большой формат страницы из нескольких полосок меньшего формата. Вот пример одной из последних моих страниц. Бумага в горошки очень темная была, поэтому я ее "разбавила" более светлой. 
Так же если вы используете прием дополнительных страничек , старайтесь делать так, чтобы в закрытом виде они гармонично делили плоскость основной страницы на части. 
Или можно листы формата А4, такие как Prima, например выпускает наращивать путем добавления полоски нужной ширины, но нужно не забывать о пропорциях, наиболее гармоничными будут пропорции Золотого сечения в соотношении частей в вашей работе. Чтобы найти ширину широкой полосы я умножаю длину стороны на 0,65 . Если ширина странички у нас 30 см, то  полоски будут  30*0,65 =19,5 и 10,5 см. это весьма условно конечно, если на бумаге присутствует рисунок или рапорт некрасиво делится, то конечно могу отступить от этого правила +/- 2 см.  Это правило подходит для асимметричного  деления плоскости на части, при симметричном все просто: все сегменты будут равными между собой. И как всегда напомню, не забывайте экспериментировать,  правила на то существуют, чтобы их нарушали и если вы отступили от них и ваша работа кажется вам гармоничной и завершенной - так тому и быть) 

Домашнее задание: Изучить материалы урока и сделать любую работу с ярко выраженным композиционным центром используя при этом прием членения плоскости на части.

7 комментариев:

  1. Моя домашка
    http://moyaotdushina.blogspot.ru/2014/06/16-22.html

    ОтветитьУдалить
  2. И я готова :)) Интересный урок, Алёна!!!
    http://maryaleshina.blogspot.ru/2014/06/blog-post_23.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, я сразу не написала, покритиковала и ушла ) Я ставлю вам зачеты, тк вы девочки умнички стараетесь и выполняете задания, а если работа есть то и зачет есть ;) Если есть желание и время, можно сделать еще одну для сравнения, а вообще примите замечания на вооружение и изучайте новый урок.

      Удалить
  3. Алёна, уже не могу переделать свою открытку, успела подарить. Новую можно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, можно, если есть желание, обязательно проверю, но я теперь рассматриваю ваши работы как полноценную работу, учитываю и композицию и цветовое решение ) Урок я зачитываю тк вы выполнили задание, а мою критику и замечания примите к сведению. Жду работы по новому уроку цветоведения !

      Удалить
    2. Алёна, спасибо за ответ!

      Удалить